ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТАНКА Т-80


Малышев Вячеслав Александрович
(1902-1957гг.)


Устинов Дмитрий Фёдорович
(1908-1984 гг.)

     Генерал-полковник инженерно-технической службы. В 1941-46 гг. – Нарком танковой промышленности, с 1956 г. – первый заместитель Председателя Совета министров СССР.
     На совещании Главных конструкторов танковых КБ в январе 1956 года, высказал идею о размещении на танках газотурбинного двигателя и управляемого вооружения

     Маршал Советского Союза. В 1941-46 гг. – Нарком вооружения СССР, с 1976 г. – Министр обороны СССР.
     Поддержал эту идею и принял на вооружение танк с ГТД. В 1984 г. был принят на вооружение единый основной боевой танк для Советской Армии Т-80У. Это решение просуществовало де-факто 50 дней, после смерти Д.Ф.Устинова идея одного единого танка для Сотетской армии была выброшена, как не нужная. В угоду амбиций главных конструкторов танков с дизельными двигателями, А НЕ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ ГОСУДАРСТВА!

     Главная характерная особенность, отличающая танк Т-80 от, в общем-то, аналогичных ему по боевым возможностям, танков Т-64 иТ-72 — это газотурбинный двигатель (ГТД). Наличие этого двигателя объясняет и пристальный интерес к танку со стороны специалистов и журналистов, и популярность у обывателя (в хорошем смысле этого слова). По популярности Т-80 превзошел своих современников. И если в случае со сверхзасекреченным Т-64 это понятно, то с «рабочей лошадкой» советских танковых войск, повоевавшим чуть ли ни на всех континентах, Т-72, это труднообъяснимо. По-видимому, дело все-таки в типе силовой установки. В мире очень много танков с различными типами дизельных двигателей, а вот с газовыми турбинами только два — Т-80 и американский «Абрамс». Ну а раз так, то с создания силовой установки для «восьмидесятки» и следует начать, тем более что работа над танком началась в 70-х годах, а над двигателем гораздо раньше.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

     В 50-х годах НИИ «Трансмаш» — наследник СКБ-2, где работали многие кировские специалисты, участники создания тяжелых танков KB, провел ряд работ, связанных с исследованием вопроса применения ГТД на транспортных машинах. В 1948-1949 годах КБ турбинного производства кировского завода по заданию Главного бронетанкового управления (ГБТУ) Советской Армии разработало эскизный проект ГТД для тяжелого танка. Проект, не удовлетворявший требованиям военных из-за ряда недостатков, отклонили.
     В 1955-1958 годах на заводе, опять же по заданию ГБТУ, работали над новым двигателем для тяжелого танка. В результате этой работы впервые в СССР были выполнены в металле два опытных образца ГТД. А под них под руководством Ж.Котина проектировали и сам танк — объект 277. Однако в начале 60-х годов все работы по тяжелым танкам в СССР были прекращены.
     В 1963 году к работе над ГТД для наземных транспортных машин подключилось ЛНПО имени В.Климова, специализировавшееся на вертолетных двигателях (главный конструктор С.Изотов). Один из первых опытных образцов с танковым вариантом вертолетного двигателя ГТД-3Т построили в Нижнем Тагиле. Он получил обозначение объект 167Т и прошел комплекс испытаний, которые не выдержал. Но это не остановило конструкторов и вслед за 167Т последовали челябинский объект 775Т и ленинградский — объект 288, На последнем была смонтирована спаренная установка из двух вертолетных турбин ГТД-350Т мощностью 350 л.с. каждая, установленных параллельно, вдоль продольной оси танка. Не остались в стороне и харьковчане — на свой объект 434Т они установили газотурбинный силовой агрегат ГТД-ЗТЛ, выполненный по двухвальной схеме. Испытав все эти «объекты», конструкторы сочли ГТД слишком сложным и капризным для работы на наземной технике, обладавшим к тому и целым рядом недостатков, непомерно большим расходом топлива, например. К числу же очевидных достоинств относилась, пожалуй, лишь высокая удельная мощность (с килограмма массы ГТД удавалось «снять» до 1,5 — 1,7 л.с. против 0,7 — 1 л.с. у лучших дизелей). Однако политическое руководство приняло решение в пользу ГТД: сыграла свою роль существовавшая тогда мода на силовые установки этого типа и факт разработки газотурбинного танка в США, ну а с топливом тогда в СССР все было в порядке.


Основной боевой танк Т-80 (объект 219)


Опытный танк объект 167Т
Объект 167Т – один из первых опытных образцов с вертолетным двигателем ГТД-3Т. Справа показана крыша МТО этого танка

Объект 288 был фактически не танком, а экспериментальным шасси со спаренным ГТД

Прямой предшественник Т-80 – объект 434Т, газотурбинный вариант танка Т-64А

     16 апреля 1968 года было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о создании газотурбинного танка. К этому времени в ЛНПО имени В.Климова разработали удачный двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 л.с., а в КБ-3 Кировского завода (главный конструктор Н.Попов), взяв за основу газотурбинный вариант танка Т-64А, в 1970 году выполнили в металле опытный объект 219. После нескольких лет испытаний и доводок 6 августа 1976 года боевую машину приняли на вооружение под индексом Т-80. «Восьмидесятка» стала первым в мире серийным танком с газотурбинным двигателем (серийное производство танка М1 «Абрамс» началось в 1980 году).
     В 1976 году начался труднообъяснимый с точки зрения здравого смысла период советского танкостроения. С 1976 по 1987 год производились серийно и поступали на вооружение Советской Армии три типа основных танков — Т-64, Т-72 и Т-80. При этом упомянутые боевые машины имели друг с другом весьма невысокую степень унификации. На них устанавливались абсолютно разные двигатели, у них были разные корпуса, ходовые части и т.д., но пушки одной марки и одинакового калибра, но разные системы управляемого вооружения! Тактико-технические же характеристики всех трех танков в целом были практически одинаковыми, о чем можно судить из приводимой таблицы. Одновременное производство трех РАЗНЫХ по конструкции танков с ОДИНАКОВЫМИ ТТХ можно объяснить только наличием социалистической системы хозяйствования, не допускавшей простоя ни одного завода, и лобби в Министерстве обороны и ЦК КПСС у каждого из заводов. А вот «нищие» американцы позволить себе такую роскошь не могли: из двух, участвовавших в конкурсе танков фирм «Крайслер» и «Дженерал моторс» они выбрали только один — фирмы «Крайслер».

Марка танка Т-64А Т-72 Т-80
Боевая масса, т 38,5 41 42
Длина с пушкой вперед, мм 9225 9530 9656
Длина корпуса (по грязевым щиткам), мм 6540 6860 6982
Ширина танка по гусеничным лентам, мм 3270 3370 3380
Высота по крышу башни, мм 2170 2190 2193
Длина опорной поверхности, мм 4242 4270 4279
Клиренс (по основному днищу), мм 500 470 451
Удельная мощность, л.с./т 18 19 24
Среднее удельное давление, кг/кв.см 0,84 0,83 0,83

    Из приведенных данных видно, что по габаритным размерам Т-80 ближе к Т-72. Будучи самым тяжелым, он, однако, имеет наибольшую удельную мощность за счет установки двигателя мощностью 1000 л.с. против 700 л.с. у Т-64А и 780 л.с. у Т-72 и по маневренности не уступает последним.
     Следует подчеркнуть, что в двигателе ГТД-1000Т конструкторам удалось защитить газовоздушный тракт мощной инерционной системой очистки, пропускавшей до 5-7 кг воздуха в секунду, добиться сдува пыли, осевшей внутри двигателя, наладить регулировку мощности свободной турбины и ввести охлаждение выхлопа.

ПРОИЗВОДСТВО И МОДЕРНИЗАЦИЯ ТАНКОВ Т-80, Т-80Б, Т-80БВ

     Основной танкТ-80 (объект 219сп2) представлял собой базовый серийный вариант. Машина имела сварной корпус, в основном аналогичный по конструкции корпусам танков Т-64А и Т-72. Башня - литая, сложной конфигурации. 125-мм пушка 2А46-1 оснащалась теплозащитным кожухом ствола, гидроэлектромеханическим механизмом заряжания такого же типа, что и на танке Т-64А, спаренным пулеметом ПКТ, зенитным пулеметом НСВТ-12,7 «Утес», оптическим прицелом-дальномером ТПД-2-49, двухплоскостным стабилизатором 2Э28М. В целом башня Т-80 ранних выпусков являлась башней танка Т-64А (включая приборы прицеливания и наблюдения, а также систему управления огнем). Наибольшее различие было только в емкости автомата заряжания. В нем удалось разместить только 28 выстрелов против 30 у Т-64. Ходовая часть имела гусеницы с обрезиненными беговыми дорожками и РМШ, обрезиненные опорные и поддерживающие катки. Экипаж состоял из трех человек. Серийное производство осуществлялось на Ленинградском Кировском заводе с 1976 по 1978 год.

Танк Т-80 ранних выпусков. Башня заимствована у Т-64А. Обращает на себя внимание отсутствие зенитной пулеметной установки

     В 1978 году появилась модификация Т-80Б (объект 219Р), отличавшаяся от базовой прежде всего наличием комплекса управляемого вооружения 9К112-1 «Кобра» и СУО 1АЗЗ (лазерный прицел-дальномер 1Г42, танковый баллистический вычислитель 1В517, стабилизатор 2Э26М, блок разрешения выстрела 1Г43 и комплект датчиков). Установлены пушка 2А46-2 и система запуска дымовых гранат 902А «Туча». Усилено бронирование башни. С 1980 года начали устанавливаться двигатель ГТД-1000ТФ мощностью 1100л.с. и башня унифицированная с Т-64Б, с 1982 года - пушка 2А46М-1 «Рапира-3». В 1984 году было усилено бронирование носовой части корпуса за счет приварки 30-мм бронелиста. Танк Т-80Б также выпускался ПО «Кировский завод» в Ленинграде. На его базе был создан командирский танк Т-80БК (объект 630), выпускавшийся Омским заводом транспортного машиностроения.
     Одновременно с разработкой Т-80Б был спроектирован и его дизельный вариант объект 219РД с 1000-сильным дизелем А-53-2. Из стадии опытного образца эта машина не вышла. В 1983 году был создан опытный образец объект 219В, на котором отрабатывались элементы новой СУО «Иртыш» и комплекса управляемого вооружения «Рефлекс».
     В январе 1985 года на вооружение была принята модификация Т-80БВ (объект 219РВ), отличавшаяся от Т-80Б установкой на башне и корпусе комплекта навесной динамической защиты.

Источник: М.Барятинский «Танк Т-80», «Танкомастер» специальный выпуск

Рейтинг@Mail.ru
INDEX ГЛАВНАЯ ГОСТЕВАЯ
ОТВАГА
Сайт создан в системе uCoz