|
Малышев
Вячеслав Александрович
(1902-1957гг.)
|
Устинов
Дмитрий Фёдорович
(1908-1984 гг.) |
Генерал-полковник инженерно-технической службы.
В 1941-46 гг. – Нарком танковой промышленности, с 1956
г. – первый заместитель Председателя Совета
министров СССР.
На совещании
Главных конструкторов танковых КБ в январе 1956
года, высказал идею о размещении на танках
газотурбинного двигателя и управляемого
вооружения |
Маршал Советского Союза. В 1941-46 гг. – Нарком
вооружения СССР, с 1976 г. – Министр обороны СССР.
Поддержал эту идею
и принял на вооружение танк с ГТД. В 1984 г. был
принят на вооружение единый основной боевой танк
для Советской Армии Т-80У. Это решение
просуществовало де-факто 50 дней, после смерти
Д.Ф.Устинова идея одного единого танка для
Сотетской армии была выброшена, как не нужная. В
угоду амбиций главных конструкторов танков с
дизельными двигателями, А НЕ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ
ГОСУДАРСТВА! |
Главная характерная особенность, отличающая
танк Т-80 от, в общем-то, аналогичных ему по боевым
возможностям, танков Т-64 иТ-72 — это газотурбинный
двигатель (ГТД). Наличие этого двигателя
объясняет и пристальный интерес к танку со
стороны специалистов и журналистов, и
популярность у обывателя (в хорошем смысле этого
слова). По популярности Т-80 превзошел своих
современников. И если в случае со
сверхзасекреченным Т-64 это понятно, то с «рабочей
лошадкой» советских танковых войск, повоевавшим
чуть ли ни на всех континентах, Т-72, это
труднообъяснимо. По-видимому, дело все-таки в
типе силовой установки. В мире очень много танков
с различными типами дизельных двигателей, а вот с
газовыми турбинами только два — Т-80 и
американский «Абрамс». Ну а раз так, то с создания
силовой установки для «восьмидесятки» и следует
начать, тем более что работа над танком началась
в 70-х годах, а над двигателем гораздо раньше.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
В 50-х годах НИИ «Трансмаш» — наследник СКБ-2, где
работали многие кировские специалисты,
участники создания тяжелых танков KB, провел ряд
работ, связанных с исследованием вопроса
применения ГТД на транспортных машинах. В 1948-1949
годах КБ турбинного производства кировского
завода по заданию Главного бронетанкового
управления (ГБТУ) Советской Армии разработало
эскизный проект ГТД для тяжелого танка. Проект,
не удовлетворявший требованиям военных из-за
ряда недостатков, отклонили.
В 1955-1958 годах на заводе, опять же по
заданию ГБТУ, работали над новым двигателем для
тяжелого танка. В результате этой работы впервые
в СССР были выполнены в металле два опытных
образца ГТД. А под них под руководством Ж.Котина
проектировали и сам танк — объект 277. Однако в
начале 60-х годов все работы по тяжелым танкам в
СССР были прекращены.
В 1963 году к работе над ГТД для
наземных транспортных машин подключилось ЛНПО
имени В.Климова, специализировавшееся на
вертолетных двигателях (главный конструктор
С.Изотов). Один из первых опытных образцов с
танковым вариантом вертолетного двигателя ГТД-3Т
построили в Нижнем Тагиле. Он получил
обозначение объект 167Т и прошел комплекс
испытаний, которые не выдержал. Но это не
остановило конструкторов и вслед за 167Т
последовали челябинский объект 775Т и
ленинградский — объект 288, На последнем была
смонтирована спаренная установка из двух
вертолетных турбин ГТД-350Т мощностью 350 л.с.
каждая, установленных параллельно, вдоль
продольной оси танка. Не остались в стороне и
харьковчане — на свой объект 434Т они установили
газотурбинный силовой агрегат ГТД-ЗТЛ,
выполненный по двухвальной схеме. Испытав все
эти «объекты», конструкторы сочли ГТД слишком
сложным и капризным для работы на наземной
технике, обладавшим к тому и целым рядом
недостатков, непомерно большим расходом топлива,
например. К числу же очевидных достоинств
относилась, пожалуй, лишь высокая удельная
мощность (с килограмма массы ГТД удавалось
«снять» до 1,5 — 1,7 л.с. против 0,7 — 1 л.с. у лучших
дизелей). Однако политическое руководство
приняло решение в пользу ГТД: сыграла свою роль
существовавшая тогда мода на силовые установки
этого типа и факт разработки газотурбинного
танка в США, ну а с топливом тогда в СССР все было
в порядке.
16 апреля 1968 года было принято совместное
постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о создании
газотурбинного танка. К этому времени в ЛНПО
имени В.Климова разработали удачный двигатель
ГТД-1000Т мощностью 1000 л.с., а в КБ-3 Кировского
завода (главный конструктор Н.Попов), взяв за
основу газотурбинный вариант танка Т-64А, в 1970
году выполнили в металле опытный объект 219. После
нескольких лет испытаний и доводок 6 августа 1976
года боевую машину приняли на вооружение под
индексом Т-80. «Восьмидесятка» стала первым в мире
серийным танком с газотурбинным двигателем
(серийное производство танка М1 «Абрамс»
началось в 1980 году).
В 1976 году начался труднообъяснимый
с точки зрения здравого смысла период советского
танкостроения. С 1976 по 1987 год производились
серийно и поступали на вооружение Советской
Армии три типа основных танков — Т-64, Т-72 и Т-80. При
этом упомянутые боевые машины имели друг с
другом весьма невысокую степень унификации. На
них устанавливались абсолютно разные двигатели,
у них были разные корпуса, ходовые части и т.д., но
пушки одной марки и одинакового калибра, но
разные системы управляемого вооружения!
Тактико-технические же характеристики всех трех
танков в целом были практически одинаковыми, о
чем можно судить из приводимой таблицы.
Одновременное производство трех РАЗНЫХ по
конструкции танков с ОДИНАКОВЫМИ ТТХ можно
объяснить только наличием социалистической
системы хозяйствования, не допускавшей простоя
ни одного завода, и лобби в Министерстве обороны
и ЦК КПСС у каждого из заводов. А вот «нищие»
американцы позволить себе такую роскошь не
могли: из двух, участвовавших в конкурсе танков
фирм «Крайслер» и «Дженерал моторс» они выбрали
только один — фирмы «Крайслер».
Марка танка |
Т-64А |
Т-72 |
Т-80 |
Боевая
масса, т |
38,5 |
41 |
42 |
Длина с
пушкой вперед, мм |
9225 |
9530 |
9656 |
Длина
корпуса (по грязевым щиткам), мм |
6540 |
6860 |
6982 |
Ширина
танка по гусеничным лентам, мм |
3270 |
3370 |
3380 |
Высота по
крышу башни, мм |
2170 |
2190 |
2193 |
Длина
опорной поверхности, мм |
4242 |
4270 |
4279 |
Клиренс (по
основному днищу), мм |
500 |
470 |
451 |
Удельная
мощность, л.с./т |
18 |
19 |
24 |
Среднее
удельное давление, кг/кв.см |
0,84 |
0,83 |
0,83 |
Из приведенных данных видно, что по габаритным
размерам Т-80 ближе к Т-72. Будучи самым тяжелым, он,
однако, имеет наибольшую удельную мощность за
счет установки двигателя мощностью 1000 л.с. против
700 л.с. у Т-64А и 780 л.с. у Т-72 и по маневренности не
уступает последним.
Следует подчеркнуть, что в
двигателе ГТД-1000Т конструкторам удалось
защитить газовоздушный тракт мощной инерционной
системой очистки, пропускавшей до 5-7 кг воздуха в
секунду, добиться сдува пыли, осевшей внутри
двигателя, наладить регулировку мощности
свободной турбины и ввести охлаждение выхлопа.
ПРОИЗВОДСТВО И МОДЕРНИЗАЦИЯ ТАНКОВ Т-80,
Т-80Б, Т-80БВ
Основной танкТ-80 (объект 219сп2) представлял собой
базовый серийный вариант. Машина имела сварной
корпус, в основном аналогичный по конструкции
корпусам танков Т-64А и Т-72. Башня - литая, сложной
конфигурации. 125-мм пушка 2А46-1 оснащалась
теплозащитным кожухом ствола,
гидроэлектромеханическим механизмом заряжания
такого же типа, что и на танке Т-64А, спаренным
пулеметом ПКТ, зенитным пулеметом НСВТ-12,7 «Утес»,
оптическим прицелом-дальномером ТПД-2-49,
двухплоскостным стабилизатором 2Э28М. В целом
башня Т-80 ранних выпусков являлась башней танка
Т-64А (включая приборы прицеливания и наблюдения,
а также систему управления огнем). Наибольшее
различие было только в емкости автомата
заряжания. В нем удалось разместить только 28
выстрелов против 30 у Т-64. Ходовая часть имела
гусеницы с обрезиненными беговыми дорожками и
РМШ, обрезиненные опорные и поддерживающие
катки. Экипаж состоял из трех человек. Серийное
производство осуществлялось на Ленинградском
Кировском заводе с 1976 по 1978 год.
|
|
Танк Т-80 ранних выпусков. Башня заимствована
у Т-64А. Обращает на себя внимание отсутствие
зенитной пулеметной установки |
В 1978 году появилась модификация Т-80Б (объект 219Р),
отличавшаяся от базовой прежде всего наличием
комплекса управляемого вооружения 9К112-1 «Кобра»
и СУО 1АЗЗ (лазерный прицел-дальномер 1Г42,
танковый баллистический вычислитель 1В517,
стабилизатор 2Э26М, блок разрешения выстрела 1Г43 и
комплект датчиков). Установлены пушка 2А46-2 и
система запуска дымовых гранат 902А «Туча».
Усилено бронирование башни. С 1980 года начали
устанавливаться двигатель ГТД-1000ТФ мощностью
1100л.с. и башня унифицированная с Т-64Б, с 1982 года -
пушка 2А46М-1 «Рапира-3». В 1984 году было усилено
бронирование носовой части корпуса за счет
приварки 30-мм бронелиста. Танк Т-80Б также
выпускался ПО «Кировский завод» в Ленинграде. На
его базе был создан командирский танк Т-80БК
(объект 630), выпускавшийся Омским заводом
транспортного машиностроения.
Одновременно с разработкой Т-80Б был
спроектирован и его дизельный вариант объект
219РД с 1000-сильным дизелем А-53-2. Из стадии опытного
образца эта машина не вышла. В 1983 году был создан
опытный образец объект 219В, на котором
отрабатывались элементы новой СУО «Иртыш» и
комплекса управляемого вооружения «Рефлекс».
В январе 1985 года на вооружение была
принята модификация Т-80БВ (объект 219РВ),
отличавшаяся от Т-80Б установкой на башне и
корпусе комплекта навесной динамической защиты.
Источник:
М.Барятинский «Танк Т-80», «Танкомастер»
специальный выпуск |
|