|
|
|
|
|
ЧЕГО
НЕ БОЯТСЯ ТАНКИ?
Следует
признать преимущества газотурбинного двигателя
В. И. Козишкурт, генеральный
директор ОАО "Спецмаш"
А. С. Ефремов, председатель совета директоров ОАО
"Спецмаш"
«Независимое военное обозрение» |
|
|
|
|
|
|
|
|
Расхожий рекламный
брэнд – "танки грязи не боятся" стал
привычен, но далеко не в полной мере отражает
разносторонние возможности танков. Современные
танки не боятся не только грязи. Танк Т-80У (в этом
году исполняется 20 лет принятия его на
вооружение) готов в любой момент двигаться вброд
и под водой, в лютую стужу и жару. Он не боится
пыли и готов "потреблять" любые сорта
топлив, неприхотлив в обслуживании и чрезвычайно
прост в управлении. Но главное в этом грозном
боевом оружии, созданном в КБ генерального
конструктора Н.Попова, он и сегодня в табеле о
танках занимает передовые позиции в
отечественном и мировом танкостроении. Главное,
что имея огромные потенциальные возможности для
совершенствования, он постоянно модернизируется
и по праву является основной боевой машиной БТВ
ряда военных округов России.
Чем же принципиально отличается он от
своих бронированных собратьев? Главное отличие в
оснащении его прогрессивной энергетической
установкой с газотурбинным двигателем (ГТД),
который привнес целый набор новых качественных
свойств. Решение о разработке специального
транспортного ГТД (подчеркнем: специального
транспортного, а не использование вертолетного,
как считают некоторые "специалисты")
явилось объективной необходимостью, плодом
научного поиска ряда научно-исследовательских
институтов, (особенно "ВНИИТрансмаша"),
итогом научно-исследовательских работ
многотысячных конструкторских коллективов.
Генеральным разработчиком стал коллектив
известного предприятия НПО "Завод им. В.Я.
Климова" (Главный конструктор С.П. Изотов), а
основным производителем серийно выпускающим ГТД
– Калужский моторостроительный завод (директор
Ю.А. Лейковский).
Танк, по сути, создавала вся страна, но
главный, основополагающий вклад, безусловно,
внесли ленинградцы-питерцы. Нет ничего
случайного и в том, что танк Т-80 был создан на
Кировском заводе с его глубокими историческими
корнями оборонного предприятия, ибо инженерная
мысль кировцев всегда отличалась сугубо
питерской интеллигентной пронзительностью.
Ну, а теперь по порядку: чего же не
боится танк Т-80 (и его модификации) и почему?
НАЧНЕМ С ПЫЛИ
К сожалению, еще можно
встретить в печати утверждения о том, что для
танкового ГТД предъявляются "сверхвысокие
требования к очистке воздуха, поступающего в
камеру сгорания двигателя". Это, мягко говоря,
не так. Для ГТД танка Т-80 допустимый коэффициент
пропуска пыли почти в 10 раз выше, чем у дизельных
двигателей. Действительно, для ГТД фирмы
"Лайкоминг", установленном на американском
танке "Абрамс", требуется очень высокая
степень очистки, так как в нем применен
мелкоячеистый рекуператор, а его засорение
чревато большими неприятностями для двигателя. В
этой связи фирма "Дональдсон" разработала
для танка воздухоочиститель со второй
("барьерной") ступенью очистки, требующей
регулярного трудоемкого обслуживания и имеющего
"солидные" габариты. Это, мы считаем,
является существенным недостатком, в общем-то
неплохого основного американского танка.
Давайте сравним объемы воздухоочистителя: у
"Абрамса" – почти 2 куб. м, у нас – 0,4 куб. м
(при этом не надо забывать, что в нем еще
размещены и масляные радиаторы системы
охлаждения, так что фактический объем составляет
0,34 куб. м).
Известно, что опыт ведения боевых
действий американцев в локальных войнах
последних лет в условиях повышенной температуры
и запыленности подтвердил низкую рабочую
эффективность "барьерных фильтров": во
время операции "Буря в пустыне"
американские танки буквально "задохнулись"
от пыли и были вынуждены почти каждый час
"выбивать" пыль из вторых ступеней
воздухоочистителя. Известно также, что среди
публикаций итогов войны в Ираке появились
сообщения о том, что воздушные фильтры
американского танка М1А2 "Абрамс"
приходилось чистить ежедневно, хотя по
инструкции эта процедура проводится раз в месяц.
Кстати, аналогичная картина
наблюдается и на танках с дизельным двигателем,
где через 35-50 часов, а в особо пыльных условиях и
чаще (через 8-12 часов) необходимо проводить
трудоемкий комплекс работ по регенерации кассет
воздухоочистителя.
Конструкторы танка Т-80 пошли другим
путем. Напомним, что основой борьбы с пылью
явился комплекс взаимосвязанных и в то же время
самостоятельных инженерных решений: применение
ВЗУ – воздухозаборного устройства, пылегасящих
щитков, специального веерного выхлопа,
инерционного воздухоочистителя и виброочистки с
пылесдувом. Все эти ноу-хау позволили танку в
любых, самых тяжелых условиях пустынь и
бездорожья не бояться пыли, а, главное, не
обслуживать за всю эксплуатацию танка
воздухоочиститель. Испытания в жесточайших
условиях пустыни Кара-Кум подтвердили это.
ТЕПЕРЬ О МОРОЗЕ
Особенно ярко проявляется
свойство, присущие лишь ГТД (в отличие от дизеля),
так импонирующее танкистам – легкий пуск в любую
стужу. Это объясняется не только малым
сопротивлением прокручиванию при пуске из-за
отсутствия трения скольжения, но и
незначительными инерционными массами
турбокомпрессоров.
Оперативная готовность танка Т-80 при
температуре минус 40 градусов составляет не более
3 минут. Быстрота и надежность пуска двигателя в
любых климатических условиях, определяющая
техническую готовность, является одним из
важнейших требований боевой готовности танка.
Надо сказать, что пуск дизельного двигателя при
низких температурах представляет собой сложную
и достаточно продолжительную операцию. Для
облегчения пуска поршневых двигателей вынуждены
применить целый набор средств для облегчения
этого процесса: подогрев воздуха на впуске,
предпусковой подогрев и т. п. Несмотря на это,
готовность танков с дизельными двигателями при
низких температурах доходит до 30-40 минут и более.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О
КОМФОРТЕ
Наступило время сказать, что
подвижность, защита и огневая мощь не в полной
мере отражают сегодня требования к
бронетанковой технике. Опыт последних локальных
войн говорит о действиях боевых машин в сложных
климатических условиях – экстремальных по
высокой температуре и запыленности. В этих
условиях работоспособность экипажа,
эффективность его боевой работы будет
определяться как эргономическими параметрами,
так и наличием комфортности при исполнении
сложных должностных обязанностей. Иными словами,
речь идет, помимо всего прочего, о системе
кондиционирования воздуха в широком смысле, т. е.
о подогреве, охлаждении и очистке, подпоре и т. д.
Очевидно, что танк с газотурбинной
силовой установкой дает простое и экономически
наиболее целесообразное решение этих проблем за
счет использования турбодетандера, а в качестве
рабочего тела – сжатого воздуха
турбокомпрессора ГТД.
Такая схема необычно проста, имеет
необычно малые габариты и массу, исключает
необходимость в специальном хладагенте (что
требуется для традиционного "кондишена").
Более того, она совместима с системой отопления,
а эффективность ее апробирована испытаниями в
летнее время в пустыне Каракум и широкой
войсковой эксплуатацией зимой.
Так что можно утверждать – экипажу
танка Т-80 не надо бояться "ни жары и ни
холода" благодаря все той же энергоустановке с
газотурбинным двигателем.
НОВОЕ КАЧЕСТВО –
НЕЗАГЛОХАЕМОСТЬ
Водителям транспортных
средств (особенно новичкам) хорошо знакомо
чувство "вины", когда при трогании или
переключении передач двигатель машины глохнет. А
для боевой машины этот "нюанс" чреват и
другими последствиями, особенно при утыкании в
препятствия или движении по слабым грунтам,
когда трогание с места может вызвать буксование
танка и другие неприятности, о которых лучше и не
упоминать.
Всего этого не надо бояться
механику-водителю танка Т-80. Двигатель не
заглохнет, если даже танк упрется в каменную
стену, т. к. силовая турбина ГТД, передающая
крутящий момент на трансмиссию, не имеет
механической связи с турбокомпрессорами, точнее,
имеет только через газовый тракт. Эта
особенность танка Т-80 придает ему несравненные,
отличные от собратьев свойства по проходимости,
плавности хода при стрельбе, преодоления
препятствий и, наконец, по незаглохаемости.
ЭФФЕКТИВНОЕ
ТОРМОЖЕНИЕ
Помимо традиционных
тормозов, применяемых в танках, танк Т-80 получил
еще два мощных помощника для торможения: РСА и
гидротормоз.
РСА (регулируемый сопловой аппарат)
дал возможность направить работу газовой струи
топлива как бы "против шерсти", т. е.
заставить не вращать рабочую турбину, а наоборот
– тормозить ее. Это очень мощный фактор
торможения. В дополнение к этому конструкторы
применили гидротормоз – между двигателем и
планетарной коробкой разместили механизм,
способный за счет преобразования энергии
торможения в тепло (в частности, в тепло масла
гидротормоза) погасить кинетическую энергию
движения машины. Так что бояться, что вовремя не
затормозишь, нечего. Отсюда в сочетании с
отличной приемистостью танк обладает высокой
подвижностью, а имея удельную мощность более 27 л.
сил на тонну веса, стоит в ряду лучших машин этого
класса. Надо еще сказать, что двигателестроители
создали сегодня для Т-80 газотурбинный двигатель
с "форсажным" режимом (до 1400 л.с.) для
включения его во время скоростных маневров на
поле боя. При этом удельная мощность уже
превышает 30 л. сил на тонну – это лучший
показатель среди современных танков мира.
КОММЕНТАРИИ
ИЗЛИШНИ
Хотелось бы перечислить еще
многое, чего не следует бояться экипажу танка с
газотурбинной силовой установкой. Ограничимся
конспективным изложением других преимуществ:
расход масла (этот бич двигателей, доходящий до 5
л/час) имеет "смешные" показатели. Правда, по
техническим условиям он ограничен цифрой 0,5
л/час, но практически никогда не достигает этих
показателей. Известны многочисленные случаи в
войсках, когда за весь гарантийный срок
двигателя не осуществляли (помимо плановых)
дозаправки масла. Запас хода по маслу для танка
не ограничивается, поэтому и емкость масляной
системы (45 литров) почти в два раза меньше
дизельных собратьев.
Не надо бояться и перегрева двигателя.
Здесь преимущества ГТД проявляются особенно
ярко. Если теплоотдача двигателя танка Т-80 не
превышает 50 тыс. ккал/час (что практически в три
раза меньше дизеля подобной мощности), если у ГТД
нет жидкостной системы охлаждения, то отсюда
следуют исключительные свойства: не только не
иметь водяных (жидкостных) радиаторов, но и
снизить затраты мощности на систему охлаждения и
габариты масляных радиаторов. Сравните
показатели: затраты мощности (л.с.) – 40 для ГТД,
130-160 для дизеля; фронт. жалюзи, перекрывающий
радиаторы системы охлаждения (куб. м) – 0,5 – для
ГТД; 1,2-1,6 для дизелей.
Замена двигателя (при выходе его строя)
является важным показателем ремонтопригодности
танка. Давайте сравним еще раз: около часа
необходимо, чтобы заменить ГТД в танке, благодаря
моноблочности конструктивного исполнения, и
около суток, чтобы то же сделать с дизелем.
Комментарии излишни.
Интересный случай рассказал нам
прапорщик Гущин А.В. – инструктор по вождению
танков в окружном учебном центре ЛенВО. Во время
чеченских событий на окраине Грозного он как
ремонтник танков Т-80 получил срочное задание
командира провести эвакуацию танка, у которого
вышел из строя двигатель. Под пулями противника
удалось на армейской летучке прорваться к
подбитому танку и не только провести срочный
ремонт, но и заменить двигатель на новый.
Нас поразила в этом рассказе
мужественного человека скорость замены
двигателя – 47 минут – это своеобразный рекорд.
За этот подвиг прапорщик был награжден медалью
"За боевые заслуги".
И последнее. Благодаря
вышеупомянутому ВЗУ танк преодолевает брод в 1,8
метра – это лучший показатель сегодня, а имея
автономную энергоустановку мощностью 18 квт, танк
Т-80У может (с неработающим основным двигателем)
обеспечить энергией все системы и
продолжительное время быть боеготовным в режиме
"засада".
ВМЕСТО ВЫВОДОВ
Начиная с 1971 г. (по 1986 г.
включительно) регулярно проводились
контрольно-войсковые испытания (КВИ) всех типов
имеющихся танков. В сложных условиях ускоренной
войсковой эксплуатации, усложняя с каждым годом
требования, расширяя географию испытаний, танки
совершали марши, проходя тысячи километров по
бездорожью, решали усложненные стрельбовые
задачи, выявляя слабые места в конструкции.
Одновременно совершенствовалась
методика обучения, воспитывались прекрасные
кадры танкистов и танкостроителей. По итогам КВИ,
каждое КБ и завод совместно с НИИ разрабатывали
комплекс всевозможных мероприятий по устранению
выявленных дефектов и совершенствованию
конструкции. Таким образом, была организована
широкомасштабная системная работа, можно
сказать, своеобразные соревнования на
конкурсной основе. К заслугам ГАБТУ надо отнести,
что наиболее прогрессивные конструктивные идеи
"переходили" от одной марки машины к другой.
Такая техническая политика "подталкивала
отстающих", выводя танкостроение страны на
передовые рубежи, повышая уровень надежности
всего танкового парка.
Говоря о различных школах
танкостроителей, надо думать не о разногласиях, а
о работе над совместными проектами. При всех
схожести и отличиях двух марок (Т-90 и Т-80У) у них
есть свои преимущества и, конечно, свои
недостатки, и победит тот, чья машина будет
конкурентоспособной. |
|
|
|
|
|
|